Первым прообразом современного диспетчера стала Россия, в 1918 году организовав аппарат особых дежурных, которые руководили движением поездов. Государственный Комитет Обороны постановлением от 22 марта 1942 г. в целях улучшения и упорядочения дела руководства в НКПС движением поездов по сети железных дорог изменил структуру управления и порядок руководства движением. Организовано Центральное управление движения с отделами служб движения по сети железных дорог. Запрещалось всем другим управлениям НКПС отдавать дорогам, отделениям и станциям распоряжения в отношении движения поездов. Порядок, при котором ездой (движением) поездов на участке, их формированием и разборкой руководит только один человек, сохранился до сих пор.
Отсюда и постоянно употребляемое на железнодорожном транспорте слово «движенец», давшее название одноименному знаку.
Нагрудный знак «Отличный движенец» являлся наградой для особо выдающихся работников службы движения железнодорожного транспорта. Знаком награждались лица начальствующего и
рядового состава служб движения железнодорожного транспорта, систематически показывающие высокие образцы:
• воинской дисциплины и отличного выполнения Правил технической эксплуатации;
• быстрого продвижения поездов и точного выполнения графика движения;
• выполнения и перевыполнения государственного задания по погрузке, выгрузке и передаче поездов;
•улучшения работы станций и узлов по пропуску и формированию поездов;
• за ценные изобретательские и рационализаторские предложения, способствующие повышению производительности труда.
При проведении наступательных операций Советских войск диспетчерский аппарат организовывал ускоренный пропуск воинских поездов к фронту. Чтобы пропустить огромное количество вагонов, применялось одностороннее движение с отправлением поездов вслед друг за другом. Иногда на одном перегоне находилось до четырех поездов, что в мирное время категорически запрещалось.
Из книги Владимира Лапина "Наградные знаки железнодорожного транспорта"